Бронь жд билетов : Строительство Вилл в Испании

Бронь жд билетов

Какое же путешествие без железной дороги?! Нет, через океан рельсы пока не проложены и перелететь его на самолёте сподручнее. Но если ехать относительно недалеко, бронь ж-д билетов просто необходима. При электронной брони вам нужен не сам билет, а лишь паспорт. Получается, что билеты на поезд в ближайшем будущем станут экспонатами музеев? А какими билеты были лет 150 тому назад? И где они впервые появились? Наверное там, где появилась первая железная дорога, в Англии.

Первыми билетами служили квитанции. Их заполняли вручную, квитанций было три – для пассажира, для ревизора и для отчёта. Третий экземпляр оставался в кассе. Но уже в 1832 году их заменили на восьмиугольные латунные жетоны, на них наносили название компании, станцию назначения и номер.

На нашей первой железнодорожной ветке, соединяющей столицу – Санкт Петербург с Царским селом -тоже выпустили жетоны, но не восьмиугольные, а четырёхугольные. Однако Его Величество Николай I, приказавший построить первую российскую железную дорогу, вряд ли держал жетон в руках. Получается, что Государь-Император был первым железнодорожным «зайцем».

А те картонные карточки, которые много десятилетий использовались, как проездной документ, впервые появились тоже в Англии в 1836 году. Изобрёл их Томас Эдмондсон ( не путайте с Эдисоном – тот придумал электрическую лампочку, широко применяемую на железной дороге вообще и в билетных кассах в частности) . Эдмондсон также придумал билетопечатающую машину и из Англии картонные билетные карточки стали распространяться по всему миру. Железные дороги строились повсеместно, билетопечатающие прессы Томаса Эдмондсона, производимые в Манчестере, активно экспортировались.

В Чехии в 30-х годах ХХ века в городке Липник над Бечвою железнодорожная станция могла выглядеть так и, наверняка в кассе стоял билетопечатающий пресс Эдомондсона.

Макет железнодорожной станции. Чехия. Липник над Бечвой

В XX веке билетная система в нашей стране развивалась по своим советским принципам. Например, в 1930-е годы билетный кассир Петр Аладин предложил компостировать билеты непосредственно в поездах.

Как и у всех специалистов, у железнодорожных кассиров был и свой жаргон, например билеты назывались «рвачки» и «единички». (Сразу приходит на ум, что на чешском языке билет — «езденка» :)). На некоторых станциях до конца 70-х годов билеты печатали на громоздкой, похожей на пианино, машине «Волхов». Она работала как печатный пресс, на котором кассир набирал тарифный пояс, цену – этот корешок отрывали, поэтому такие билеты назывались «рвачками». Позже стали выпускать «единички» — в них от руки вписывали место в вагоне.

Когда в 1989 году в кассах установили систему «Экспресс», у кассиров появилось ещё одно обозначение билетов – «ручник». На новую систему перевели одновременно все кассы и, поначалу, она давала сбои. Поэтому билеты приходилось оформлять вручную – ножницами на бланке вырезать скорость, цену, степень комфортности – поэтому края у билета были неровные. Номер поезда, станцию назначения заполняли от руки карандашом. Ведь за каждый пронумерованный бланк кассиру нужно было отчитаться! Цену по-старинке набивали компостером. Такие «ручники» собирали немалые очереди в кассах.

В 1990-х годах билетные спекулянты исчезли как класс — в билеты стали заносить паспортные данные пассажира.

Теперь железнодорожные билеты можно купить не выходя из дома через интернет и сами билеты вскоре станут музейными экспонатами. Во многих странах открываются экспозиции, посвящённые истории железной дороги, мы посетили одну из них в Чехии. А железнодорожные вокзалы напоминают дворцы. Например, в Гданьске или в Амстердаме.

Похожие страницы